Rivian и Tesla: кто кого?

Rivian и Tesla: кто кого?
Rivian и Tesla: кто кого?

Недавно на биржу через IPO вышла компания Rivian (NASDAQ:), которая привлекла к себе огромный интерес. За неделю акции взлетели на 120%, в итоге капитализация Rivian превысила капитализацию гигантов автопрома: Volkswagen AG Vz (DE:), General Motors (NYSE:) и Ford Motor Company (NYSE:). Дошло до того, что Rivian стал третьим (!) по капитализации автопроизводителем в мире — следом за Tesla (NASDAQ:) и Toyota (T:).

IPO было настолько громким, что уже 17 ноября акции начали торговаться и в России — под тикером RIVN.

Rivian продержались на пьедестале недолго — за последние пару дней акции снизились уже на 30% от максимума. Но по-прежнему остается одной из самых дорогих автомобильных компаний мира с капитализацией больше $100 млрд.
 
Насколько это оправдано?

Легче всего покрутить пальцем у виска и сказать, что тупые американские хомяки разогнали бумагу до небес, и скоро она сдуется в ноль, где ей и положено быть.
Но самый очевидный ответ не всегда правильный. Ведь на каждом заборе написано, сколько она стоит и сколько она производит машин — надо полагать, американские хомяки тоже в курсе. И все равно покупают.
Может быть, там есть тема? Давайте порассуждаем.
 
Чего достигла Rivian на данный момент?

Rivian — это американский производитель электромобилей. Компания существует еще с 2009 года, но на бирже решила дебютировать только в ноябре 2021 года.
Rivian выпускает (да-да, уже начала выпускать!) грузовики, фургоны и внедорожники — всего 5 разных моделей. Первые две модели — это пикап и джип, а остальные три — это грузовики разных размеров. Помимо электромобилей, Rivian производит различные аксессуары, а также зарядные станции.
Rivian начала поставлять автомобили в сентябре этого года. К концу октября было произведено 180 пикапов, 156 из них были поставлены. В декабре этого года компания планирует начать поставлять еще и джипы. Цифры никакие, это понятно — только начали.
Зато в США и Канаде компания получила уже около 55 тысяч предзаказов на флагманские модели, что неплохо. Для сопоставления — Tesla в 2020 поставила около 500 тысяч машин.
Но самое главное — Rivian поддержали такие гиганты как Amazon (NASDAQ:) и Ford, что конечно обратило на себя внимание инвесторов.
Компания привлекла $10,5 млрд долларов, 20% из которых вложила компания Amazon, а 12% — Ford.
Более того — Amazon решили закупить у Rivian 100 000 электрических автофургонов для доставки (забота об экологии, все дела). А инвестиции от Ford говорят инвесторам о том, что технология Rivian чего-то стоит. Ясно, что самостоятельно никто технологию оценить не может, поэтому наличие авторитетных инвесторов — всегда огромный плюс.

Что ждет Rivian в будущем и смогут ли они повторить успех Tesla?

Компанию уже окрестили «убийцей Теслы», но это вряд ли — Tesla претендует на массовые рынки, включая даже такси в перспективе, а Rivian — более нишевой игрок.
Поэтому скорее речь о том, что Rivian может стать крупным игроком в сегменте фургонов и внедорожников. Тем более, что Tesla откладывает массовое производство своих электрических грузовиков Cybertruck. Теперь оно должно начаться в конце 2022 года, а на полную мощность развернется только в 2023.  
Конкуренция в сегменте фургонов и грузовиков все равно будет адская, но партнерство с Amazon и Ford вполне может сделать Rivian одним из ведущих игроков в этой нише.
Если, конечно, их продукция действительно будет хороша. Пока что, судя по всему, их машины весьма неплохи — отзывы первых клиентов благосклонные, а такое авторитетное издание как Topgear вообще оценило пикап Rivian в 9 из 10 и заявило, что появление этого авто меняет расклад на рынке пикапов.
Их производственная база адекватна таким амбициям: на своем текущем заводе Rivian может производить 150 тысяч электромобилей в год. На деньги, привлеченные после IPO, компания планирует построить еще один завод, чтобы к концу десятилетия выйти на производство 1 млн авто в год.
 
С учетом таких перспектив как правильно оценивать акции Rivian?

Задача нетривиальная.

Подхода два. Один — профессиональный, другой — рыночный.

Профессиональный подход таков:
1 — прикинуть, сколько авто Rivian может выпускать через 5-10 лет
2 — посчитать, сколько будет стоить Rivian через 5-10 лет, если прогноз сбудется
3 — открутить эту цифру в 2021 год, исходя из целевой доходности 25-30% (за меньшее вряд ли инвесторы готовы влезать в такую историю).
 
Каков будет результат такого расчета?

1.  Тут для простоты можно взять ориентир от самой компании — минимум 1 млн авто к 2030
2. Сколько в 2030 будет стоить компания, производящая 1 млн электромобилей в год?

Сегодня Tesla при похожих показателях стоит больше $1 трлн, но в этот триллион зашит и гений Маска, и лидерство на рынке, и робо-такси, и автострахование, и много других космических проектов в буквальном и переносном смысле. К тому же в 2030 электромобили станут уже обыденностью, поэтому мультипликаторы не будут такими заоблачными. Скорее они будут такими, как сейчас у традиционных авто.
Поэтому более разумно будет сравнивать Rivian 2030 не с Tesla сейчас, а, например, с Порше сейчас — модной, качественной, нишевой маркой авто. Предположим, что к 2030 Rivian в электромобилях будет занимать примерно то же место, что Порше занимает на авторынке сегодня. Это неплохой аванс Rivian.

Сколько стоит Порше? Производя 280 000 авто в год, Порше стоит $28 млрд, то есть грубо мультипликатор $100 000 за одну машину.

3. При таком подходе Rivian будет стоить $100 млрд в 2030 году, а сейчас, соответственно, должен стоить где-то $17 млрд.
А стоит он $100 млрд уже сейчас.

В рамках такого подхода инвестиция абсолютно неоправданна.

Но рынок явно применяет какой-то другой подход, иначе разница в оценке не была бы такой драматической.

Adblock test (Why?)




Источник: Фундаментальный анализ Investing.com

Добавить комментарий